Наша нервная система ежесекундно получает информацию от различных органов чувств – мы видим, слышим, ощущаем вкус, запах, тепло и холод, положение своего тела в пространстве и пр. Получая все эти стимулы, нервная система организует их обработку (интерпретацию) и дальнейшее использование в жизнедеятельности. Этот процесс и называют сенсорной интеграцией.
Сложно переоценить значение сенсорной интеграции для эффективной адаптации организма к окружающей среде, ведь она лежит в основе принятия всех наших решений по выполнению того или иного действия. Например, убрать руку от горячего, надеть теплые носки, пригнуть голову, если входишь в помещение с низким потолком. Только представьте на минуту, какие последствия может нести некорректная интерпретация того или иного сигнала! А теперь задумаемся о том, что все вышеперечисленное, как правило, происходит с нами неосознанно. Для того чтобы сесть на стул, мы не задаем себе вопроса: «Как это сделать — прежде согнуть ногу в коленном суставе или наклонить спину вперед?». Большинство наших реакций доведено до автоматизма и именно эти реакции стали основой для развития нашего интеллекта и, далее, успешной адаптации в социуме.
Но так было не всегда. Мы были детьми. И каждый из нас прошел этап постепенного формирования сенсомоторных функций. Просто зачастую мы не помним того, как это происходило, потому что это не вызывало у нас сложностей. Мы бегали по стройкам, копались в грязи, делали сальто на турниках до тех пор, пока родители не загоняли нас домой… Наша среда была богата сенсорными стимулами, а наличие у нас свободного времени позволяло успешно их осваивать!
В современном мире дети не всегда имеют возможность спонтанно тренировать сенсомоторный интеллект. Взрослые, напуганные перспективой обучения в школе, стараются поскорее отдать их в студии раннего развития, где малыши начинают постигать науки: учить буквы и цифры, строить роботов и говорить на иностранном языке, минуя естественный, базовый, этап формирования сенсорных эталонов и двигательных функций. Вот так потом вырастают дислексики и дисграфики, дети, которые не понимают, что значит «выше» или «тяжелее», чем отличается задача «увеличить в два раза» от «увеличить на два» и т. д. А родители сокрушаются в связи с тем, что столько сил и времени было вложено в развитие ребенка. Не понимают, что перегрузили собственное чадо не просто не полезной, а подчас и вредной информацией, ведь: «Никакой нагрузки не было! Все занятия проходили в игровой форме!».
Но бывает и так, что нервная система изначально была не готова к корректному восприятию и интерпретации некоторых стимулов, поступающих из окружающей среды. Это произошло вследствие непростой беременности или тяжелых родов, не было замечено в первые месяцы, а порой, и годы жизни ребенка. Тогда мы видим сенсорных и моторных алаликов, детей с гиперактивностью и нарушениями внимания, расстройством аутистического спектра и пр.
И в том, и в другом случае нам придется спуститься на тот этап жизни ребенка, когда произошла «поломка» или не запустился естественный процесс развития, и помочь этой функции начать работать в полную силу. В этом нам помогут нейропсихологическая коррекция, развитие сенсорных эталонов, мозжечковая стимуляция и пр. методы, которые будут рекомендованы по итогам проведенной психологом диагностики.
Сенсорное развитие наиболее благоприятно в возрасте от 2,5 до 6,5 лет. Это связано с тем, что ребенок находится в сензитивном (наиболее подходящем и эффективном), периоде развития сенсорного восприятия.
Если Вы замечаете, что Ваш ребенок:
у Вас есть повод для обращения к психологу, который поможет малышу компенсировать дефицит чувственной интеграции.
Педагог-психолог проводит презентацию материалов комнаты развития сенсорных эталонов индивидуально для каждого ребенка. Длительность таких занятий составляет 40 минут. Во время занятий ребенок испытывает гамму чувств, погружаясь в работу с цветом, звуком, встречаясь с тактильными ощущениями. И мир постепенно предстает перед ними во всем своем богатстве и многообразии!
Во время занятий мы используем элементы Монтессори-педагогики – это свободная работа ребенка в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде. Этот «космический мир» завораживает всецело маленького человека и погружает его в процесс самостоятельного познания окружающего мира, развивает скрытые потребности ребенка, помогает сформировать сильный характер и обрести новую форму сознания.
При усвоении сенсорных эталонов, у детей включаются три рецептора: зрительный, слуховой и тактильный. Яркий, красочный материал, как бы говорит: «Возьми меня и познай. Потрогай, пощупай, покрути…», и ребенок приобретает способность действовать, самостоятельно познавать и концентрированно работать.
После цикла индивидуальных встреч возможно продолжение занятий в группе. В групповом формате психолог обращает внимание на социальное взаимодействие детей, развивает навыки коммуникаций с опорой на сенсорные стимулы. Таким образом, мы развиваем эмоционально-личностную и познавательную сферы ребенка.
Группы формируются с опорой на возраст ребенка и с учетом его индивидуальных возможностей. Педагог-психолог порекомендует Вашему ребенку перейти в групповой формат работы, как только увидит, что ему это будет полезно.
Для достижения необходимых результатов цикл занятий может проходить от трех месяцев до года. Длительность курса зависит от индивидуальных потребностей и возможностей ребенка.
Во время групповых занятий психолог использует:
Сенсорное воспитание развивает способность восприятия действительности во всей ее полноте, помогает сосредоточить внимание ребенка на самых малозаметных деталях предметов. Ключевая роль развития сенсорных эталонов — это создание основы для развития мышления. Ведь способность ощущать и воспринимать внешний мир формирует умение различать стимулы, а значит, далее, их группировать, выделять, анализировать, сравнивать.
Развитие органов чувств, как инструментов познания окружающего мира, содействует развитию внимания, наблюдательности, овладению навыками предметно-познавательной деятельности, способствует развитию творческого воображения.
Организация предметно-пространственного окружения ребенка – есть возможность самостоятельной работы и доведение начатого дела до конца. А эти процессы уже лежат в основе волевой регуляции и формирования мотивации на достижения.
Таким образом, в результате занятий, направленных на развитие сенсорных эталонов, будет не только компенсирован дефицит развития слухового, зрительного и тактильного восприятия, но и сформирована крепкая основа для развития интеллекта Вашего малыша!
В нашем Центре занятия по развитию сенсорных эталонов проводит сертифицированный Монтессори-педагог, педагог-психолог – Лукашова Виктория Александровна.
Терапия сенсомоторного дефицита лежит в основе нейропсихологической коррекции, которой занимаются:
Лисович Анна Дмитриевна – клинический психолог,
Кимберг Ольга Станиславовна – клинический психолог,
Старовойт Марина Казимировна – психолог,
Шишкова Ирина Валерьевна – логопед-психолог.
Для оценки наличия дефицита в развитии сенсомоторных функций пройдите нейропсихологическую диагностику и получите рекомендации по выбору методов развития Вашего ребенка у психолога Салиховой Натальи Владимировны.
Центр «Нейродинамика» занимается предоставлением качественных медицинских услуг, направленных на коррекцию и лечение заболеваний нервной системы. Ведущие психологи утверждают, что дошкольный период является одним из самых важных с позиции развития личности ребенка. Отдельного внимания заслуживает сенсомоторное развитие детей в этот возрастной период. В нашем центре специалисты помогают ребенку развить его восприятие и способствуют формированию представлений о внешних свойствах предметов, их качестве и характеристиках.
Сенсомоторное развитие выступает в качестве фундаментальной основы для умственного развития ребенка в дошкольный период, что способствует активизации процесса познания окружающей действительности. В связи с этим сенсомоторное развитие представляет собой важнейший компонент развития и воспитания детей. В данном случае речь идет о практической пользе, которая выражается в развитии интеллектуального потенциала ребенка, расширении его представлений об окружающей действительности через осознанное познание. Достижение цели осуществляется посредством реализации комплекса сенсорных и моторных задач. Программа сенсомоторного развития от нашего центра – это качественный результат, который заметен уже после нескольких занятий.
Взаимодействуя с предметами, ребенок открывает для себя новые знания. Зрение и движение рук выступают в качестве фундаментальной основы для познания детьми окружающего мира. Сенсомоторное воспитание ставит своей главной целью формирование предпосылок для активизации психических функций, которые определяют эффективность усвоения новых знаний и умений. Это оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, подготавливает его к поступлению в школу.
Сенсорное развитие ребенка представляет собой развитие восприятия, что способствует формированию представлений о предметах и объектах окружающей действительности, их свойствах и характеристиках. В данном случае прослеживается включение в работу всех видов анализаторов, что дает качественный результат, и закрепляет в сознании ребенка систему знаний и представлений об окружающей действительности. Развитие сенсомоторных навыков является одним из важных направлений нашей деятельности.
Мы развиваем сенсорное восприятие у детей по следующим направлениям:
Записаться на сенсомоторное развитие ребенка с ОВЗ можно на нашем сайте через использование формы обратной связи. Наши специалисты подбирают программу с учетом индивидуальных особенностей детей.
В рамках своей работы наши специалисты реализуют комплексный подход, направленный на сенсомоторное развитие ребенка. На первый план выдвигается использование игр, как основного метода развития сенсомоторной сферы, эта работа проводится в нескольких форматах, как индивидуально, так и в группах. Записаться на развитие сенсомоторики можно в нашем Центре или по телефону: 336 — 206.
Наименование услуги | Стоимость (руб.) |
---|---|
Сенсомоторная интеграция | 1 300 |
Сенсомоторная интеграция в диаде | 850 |
Сенсомоторная интеграция с оздоровительной физкультурой | 1 850 |
Сенсомоторная интеграция с оздоровительной физкультурой в диаде | 1 350 |