Нейропсихологическая диагностика

Психологический метод исследования. В его основе лежат нейропсихологические пробы, позволяющие сделать четкий вывод об актуальном состоянии высших психических функций: внимании, памяти, мышлении, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля.

Именно эти процессы являются базовыми и определяющими для достижения успехов в любой сфере жизни и деятельности человека. Особенно ярко они проявлены у взрослых в профессиональной деятельности, а у детей – во время обучения в дошкольном учреждении и школе, в кружковой работе и занятиях спортом.

Основоположник нейропсихологии – отечественный психолог А.Р.Лурия. И его, знаменитые на весь мир нейропсихологические пробы (задания, которые психолог дает клиенту для выполнения), легли в основу батареи методов, используемых психологами нашего Центра. Для детей мы используем диагностический комплекс, адаптированный специально для детского возраста.

Когда нужно обратиться к нейропсихологу?

Понаблюдайте за своим ребенком, обратите внимание на то, что говорят педагоги, работающие с ним:

    • Вашего ребенка можно назвать умным, но рассеянным?
    • Он чрезмерно активен и не умеет управлять собой?
    • Ребенок бывает несобран, неусидчив, быстро утомляется?
    • Другие дети яснее и четче выражают свои мысли?
    • Ваш ребенок оставляет все «на потом» и не успевает доделать дела в срок?
    • Замечаете моторную неловкость: задевает все на ходу, не умеет ловить мяч и прочее?
    • Делает большое количество «глупых» ошибок?

Вот лишь небольшой и далеко не полный перечень вопросов, для решения которых к нам обращаются родители детей в возрасте от 3 до 17 лет, имеющих сложности в поведении и усвоении образовательной программы.

А вообще пройти диагностику полезно любому ребенку в возрасте от 5 до 10 лет, так как этот возраст является сензитивным (благоприятным) для развития и коррекции многих функций.

В чем польза нейропсихологической диагностики?

Нейропсихологическое обследование дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности!

Нейропсихолог по итогам диагностики и своевременно выявленных «сильных сторон» и «зон развития» ребенка, составит программу развития или коррекции, которая будет учитывать его возможности и поможет преодолеть имеющиеся трудности. А родителям, почувствовав разницу между тем, что было «до» и «после», ощутить уверенность в завтрашнем дне и успешном будущем ребенка.

Зачастую преодоление трудностей, имеющихся у ребенка, требует изменения поведения взрослых, с которыми он проводит много времени: родители, воспитатели, учителя. Психолог даст рекомендации окружающим, которые помогут ребенку в его росте и развитии.

Как проходит нейропсихологическая диагностика?

Диагностика проводится в присутствии родителей, наглядно демонстрируя первопричины тех или иных трудностей ребенка.

Присутствие родителя на диагностике – право, а не обязанность родителя. Однако мы настоятельно рекомендуем воспользоваться этим правом, так как благодаря наблюдению за процессом и результатами выполнения ребенком нейропсихологических проб, родители начинают понимать, как связаны отдельные трудности и успехи в его жизни с актуальным уровнем развития высших психических функций.
Нейропсихолог работает с ребенком от часа до полутора (60 — 90 минут) в зависимости от нейродинамических показателей психической деятельности ребенка (темп, утомляемость, особенности переключения и пр.).

По итогам обследования проводится консультация с родителем, в ходе которой подробно объясняются результаты диагностики, даются общие рекомендации и намечается курс коррекционно-развивающей работы с учетом физиологических и личностных особенностей ребенка.

Ребенок в это время получает право на заслуженный отдых – выбирает то занятие, которое ему по душе (игра, рисование, книжка и пр.) и ожидает родителя в зоне ресепшн. В это время наши заботливые администраторы присматривают за ним, помогая в случае необходимости.

Весь процесс (диагностика и консультация) длится от полутора до двух часов (90 – 120 минут) и никакой специальной подготовки со стороны родителя или ребенка не требует.

Термин нейропсихологическая диагностика еще не до конца знаком нашим соотечественникам. Многие еще задаются вопросами: “Что это такое? И для кого эта диагностика может представлять интерес?”

Нейропсихологическая диагностика – это изучение процессов, происходящих в детской психике, с помощью специально разработанных тестов и заданий, так называемых нейропсихологических проб.

Это обследование помогает узнать особенности психического развития ребенка, его потенциал, то есть те его возможности, которые могут принести ему успех в его будущей жизни. Обследование показано всем детям с 5 до 10 лет. Если же взрослые замечают какие-то особенности в развитии ребенка, например, ребенок плохо говорит или часто спотыкается, не делает то, о чем его просят или делает не так, то обследование стоит пройти раньше — с 3-х тел.

Почему это так важно?

Высшие психические функции ребенка находятся в процессе развития, происходит постоянное их изменение. Нейропсихологическая диагностика детей даёт родителям возможность узнать об их психологическом статусе, а именно: способностям к запоминанию, внимательности, уровне развития мышления и речи, навыках психического саморегулирования, особенностях восприятия информации, получаемой из окружающей среды.

Провести такое исследование может только специалист, владеющий методикой нейропсихологической диагностики. По итогам обследования нейропсихолог составит индивидуальный профиль развития психических функций ребёнка, определит есть ли у ребенка какие-либо особенности в развитии.

Преимущества ранней диагностики

Наиболее продуктивно провести такое обследование у ребёнка в возрасте до 7-ми лет. Это позволит не только узнать слабые и сильные стороны маленького человека, но и дать прогноз дальнейшего его развития, успешно подготовить его к обучению в школе.

Детская психика очень пластична, и когда мы знаем об определённых проблемах, мы можем провести необходимую коррекцию. Тогда у ребенка не будет трудностей в будущем. С этой целью детская нейропсихология сейчас активно помогает детям в преодолении школьных трудностей, если до периода школьного детства родители не обращались к специалистам.

Школьные трудности

Основная проблема в школах – трудности в обучении. Здесь пользуются термином парциальное (т.е. частичное) отклонение или недоразвитие функции, в отличие от общего, тотального недоразвития. Например, проблемы могут быть только по одному или паре школьных предметов. Или ребёнок вроде бы справляется со школьной программой, но на это уходят все его силы, не выдерживает здоровье, в итоге – частые заболевания.

Именно в этих случаях рекомендуется помощь нейропсихолога. Результат обследования с использованием методов нейропсихологической диагностики:

    • насколько мозг ребенка готов выполнять все свои функции;
    • насколько зрелая его нервная система;
    • какова скорость протекания психических процессов ребёнка;
    • особенности функционирования его психики.

По результатам составляется нейропсихологическое заключение, где перечисляется:

    • каковы сильные стороны (опорные функции) ребенка;
    • какие есть нарушения в развитии высших психических функций;
    • каков риск дальнейшего усугубления дефицита по функциям;
    • что надо развивать у ребёнка;
    • на что при этом возможно опереться.

На этой основе нейропсихолог предлагает меры по коррекции ситуации, преодолению трудностей.

Какие проблемы можно решить с помощью нейрокоррекции?

    • пониженная общая работоспособность ребёнка, быстрая утомляемость;
    • сниженная умственная работоспособность;
    • психическое истощение;
    • проблемы формирования мыслительных функций и операций;;
    • дислексия, дисграфия, дискалькулия,
    • расстройство внимания и памяти;
    • несформированность у ребенка пространственных представлений;
    • недоразвитие моторных функций;
    • сложности восприятия информации, поступающей из окружающей среды.

Чем раньше, тем лучше.

Чем раньше начинается коррекционная работа, тем легче будет решить выявленные проблемы (задержки развития речи и психического развития) и привести поведение и учебную деятельность ребенка в норму, сделать развитие ребенка гармоничным.

Занятия с психологом помогут ребенку не только успешно подготовиться к школе, но и преодолеть первые трудности школьной жизни.

Нейропсихологическая диагностика

Термин нейропсихологическая диагностика еще не до конца знаком нашим соотечественникам. Многие еще задаются вопросами: “Что это такое? И для кого эта диагностика может представлять интерес?”

Нейропсихологическая диагностика – это изучениепроцессов, происходящих в детской психике, с помощью специально разработанных тестов и заданий, так называемых нейропсихологических проб.

Это обследование помогает узнать особенности психического развития ребенка, его потенциал, то есть те его возможности, которые могут принести ему успех в его будущей жизни. Нейропсихологическое обследование показано всем детям с 5 до 10 лет. Если же взрослые замечают какие-то особенности в развитии ребенка, например, ребенок плохо говорит или часто спотыкается, не делает то, о чем его просят или делает не так, то обследование стоит пройти раньше — с 3-х тел.

 

Почему это так важно?

Высшие психические функции ребенка находятся в процессе развития, происходит постоянное их изменение. Нейропсихологическая диагностика детей даёт родителям возможность узнать об их психологическом статусе, а именно: способностям к запоминанию, внимательности, уровне развития мышления и речи, навыках психического саморегулирования, особенностях восприятия информации, получаемой из окружающей среды.

Провести такое исследование может только специалист, владеющий методикой нейропсихологической диагностики.По итогам обследования нейропсихолог составит индивидуальный профиль развития психических функций ребенка, определит есть ли у ребенка какие-либо особенности в развитии.

 

Преимущества ранней диагностики

Наиболее продуктивно провести такое обследование у ребёнка в возрасте до 7-ми лет. Это позволит не только узнать слабые и сильные стороны маленького человека, но и дать прогноз дальнейшего его развития, успешно подготовить его к обучению в школе.

Детская психика очень пластична, и когда мы знаем об определённых проблемах, мы можем провести необходимую коррекцию. Тогда у ребенка не будет трудностей в будущем. С этой целью детская нейропсихология сейчас активно помогает детям в преодолении школьных трудностей, если до периода школьного детства родители не обращались к специалистам.

 

Школьные трудности

Основная проблема в школах – трудности в обучении. Здесь пользуются термином парциальное (т.е. частичное) отклонение или недоразвитие функции, в отличие от общего, тотального недоразвития. Например, проблемы могут быть только по одному или паре школьных предметов. Или ребёнок вроде бы справляется со школьной программой, но на это уходят все его силы, не выдерживает здоровье, в итоге – частые заболевания.

Именно в этих случаях рекомендуется помощь детского нейропсихолога. Результат обследования с использованием методов нейропсихологической диагностики:

  • насколько мозг ребенка готов выполнять все свои функции;
  • насколько зрелая его нервная система;
  • какова скорость протекания психических процессов ребёнка;
  • особенности функционирования его психики.

По результатам составляется нейропсихологическое заключение, где перечисляется:

  • каковы сильные стороны (опорные функции) ребенка;
  • какие есть нарушения в развитии высших психических функций;
  • каков риск дальнейшего усугубления дефицита по функциям;
  • что надо развивать у ребёнка;
  • на что при этом возможно опереться.

На этой основе нейропсихолог для ребенка в Калининграде предлагает меры по коррекции ситуации, преодолению трудностей.

 

Какие проблемы можно решить с помощью нейрокоррекции?

  • пониженная общая работоспособность ребёнка, быстрая утомляемость;
  • сниженная умственная работоспособность;
  • психическое истощение;
  • проблемы формирования мыслительных функций и операций;;
  • дислексия, дисграфия, дискалькулия,
  • расстройство внимания и памяти;
  • несформированность у ребенка пространственных представлений;
  • недоразвитие моторных функций;
  • сложности восприятия информации, поступающей из окружающей среды.

Чем раньше, тем лучше

Чем раньше начинается коррекционная работа, тем легче будет решить выявленные проблемы (задержки развития речи и психического развития) и привести поведение и учебную деятельность ребенка в норму, сделать развитие ребенка гармоничным.

Занятия с психологом помогут ребенку не только успешно подготовиться к школе, но и преодолеть первые трудности школьной жизни. Запишитесь к нейропсихологу для детей в центр неврологии и психологии “Нейродинамика”

© 2021 Нейродинамика