Нейропсихологическая коррекция

Один из наиболее эффективных методов психологической помощи детям, который необходим для преодоления таких дисгармоний в развитии ребенка как:

  • снижение уровня работоспособности, повышенная утомляемость, рассеянность;
  • гиперактивность, чрезмерная возбудимость, слабая саморегуляция;
  • недостатки в речевом развитии, сложности формирования письма и чтения;
  • снижение функций внимания и памяти;
  • нарушение мыслительной деятельности и пр.

Главное отличие нейропсихологической коррекции от любых других видов психологической практики состоит в том, что во время работы с ребенком психолог опирается на четкое понимание связи высших психических функций с деятельностью структур головного мозга. Ведь «базой» для нашей психической жизни является высшая нервная деятельность, то есть все, что мы делаем (сидим, говорим, учимся и пр.) зависит от работы мозга. И определенные дисфункции или незрелость его структур приводят к неуспешной учебе, сложностях формирования определенных навыков во время занятий в спортивной секции и пр.

При этом значительная часть высших психических функций основывается на движении. Именно поэтому кабинет нейропсихолога отчасти похож на спортивный зал. Во время упражнений дети ползают, прыгают, катаются по полу и выполняют прочие активности по специальной методике, которой владеет нейропсихолог.

Такой подход позволяет справиться и с гиперактивностью (выпустить лишний пар), и с заторможенностью (разбудить спящие мозговые структуры), и наладить баланс между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Дети с огромным удовольствием приходят в кабинет нейропсихолога и с радостью занимаются, добиваясь требуемых результатов. А родители при этом не слышат типичных «педагогических жалоб»:

  • Ваш ребенок постоянно крутится и отвлекается!
  • Был бы усидчивее, лучше бы справлялся с программой!
  • Пока до него достучишься, уйдет уйма времени!
  • Отвлекался на уроке и «ворон считал»!
  • Столько времени уходит на то, чтобы настроить его на работу!

Однако, нейропсихологическая коррекция, не ограничивается использованием методов коррекции сенсомоторных функций. Ведь другая часть функций, необходимых для успешной жизнедеятельности – функции когнитивные. И для их развития и коррекции нейропсихолог использует игры и задания, выполнение которых требует кропотливой работы за столом. И, несмотря на то, что это так похоже на занятие в образовательном учреждении, дети будут говорить вам, уважаемые родители, что они здорово поиграли! А окончание занятия будут воспринимать с легкой «грустинкой»…

В целом нейропсихологическая коррекция не только позволяет эффективным образом преодолеть трудности обучения, но и оказывает общее позитивное воздействие на гармонизацию развития личности ребенка: стабилизирует эмоциональный фон, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает потенциальные возможности ребенка.

Один из наиболее эффективных методов психологической помощи детям, который необходим для преодоления таких дисгармоний в развитии ребенка как:

  • снижение уровня работоспособности, повышенная утомляемость, рассеянность;
  • гиперактивность, чрезмерная возбудимость, слабая саморегуляция;
  • недостатки в речевом развитии, сложности формирования письма и чтения;
  • снижение функций внимания и памяти;
  • нарушение мыслительной деятельности и пр.

Главное отличие нейропсихологической коррекции от любых других видов психологической практики состоит в том, что во время работы с ребенком психолог опирается на четкое понимание связи высших психических функций с деятельностью структур головного мозга. Ведь «базой» для нашей психической жизни является высшая нервная деятельность, то есть все, что мы делаем (сидим, говорим, учимся и пр.) зависит от работы мозга. И определенные дисфункции или незрелость его структур приводят к неуспешной учебе, сложностях формирования определенных навыков во время занятий в спортивной секции и пр.

При этом значительная часть высших психических функций основывается на движении. Именно поэтому кабинет нейропсихолога отчасти похож на спортивный зал. Во время упражнений дети ползают, прыгают, катаются по полу и выполняют прочие активности по специальной методике, которой владеет нейропсихолог.

Такой подход позволяет справиться и с гиперактивностью (выпустить лишний пар), и с заторможенностью (разбудить спящие мозговые структуры), и наладить баланс между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Дети с огромным удовольствием приходят в кабинет нейропсихолога и с радостью занимаются, добиваясь требуемых результатов. А родители при этом не слышат типичных «педагогических жалоб»:

  • Ваш ребенок постоянно крутится и отвлекается!
  • Был бы усидчивее, лучше бы справлялся с программой!
  • Пока до него достучишься, уйдет уйма времени!
  • Отвлекался на уроке и «ворон считал»!
  • Столько времени уходит на то, чтобы настроить его на работу!

Однако, нейропсихологическая коррекция, не ограничивается использованием методов коррекции сенсомоторных функций. Ведь другая часть функций, необходимых для успешной жизнедеятельности – функции когнитивные. И для их развития и коррекции нейропсихолог использует игры и задания, выполнение которых требует кропотливой работы за столом. И, несмотря на то, что это так похоже на занятие в образовательном учреждении, дети будут говорить вам, уважаемые родители, что они здорово поиграли! А окончание занятия будут воспринимать с легкой «грустинкой»…

В целом нейропсихологическая коррекция не только позволяет эффективным образом преодолеть трудности обучения, но и оказывает общее позитивное воздействие на гармонизацию развития личности ребенка: стабилизирует эмоциональный фон, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает потенциальные возможности ребенка.

Как составляется программа нейропсихологической коррекции?

Программа нейропсихологической коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка по итогам проведенной нейропсихологической диагностики. Психолог выделяет опорные (высоко развитые) и дефицитарные (слабо развитые) функции и строит программу коррекции таким образом, что ребенок начинает активнее использовать свою «силу» и постепенно «наращивать мускулы» в «слабых зонах».

Высококвалифицированный нейропсихолог никогда не использует готовые программы, которыми изобилует профессиональная литература и общедоступный Интернет. Коррекция строится на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, дыхательной гимнастики, методов сенсорной интеграции и мозжечковой стимуляции, развития когнитивной сферы. При этом методы взаимно дополняют, но никогда не подменяют друг друга.

Нейропсихолог будто готовит коктейль, используя различные ингредиенты. Свой «волшебный микс» он создает на каждом занятии, не меняя рецепта полностью, но регулируя количество тех или иных ингредиентов. Ведь не бывает двух одинаковых детей в части динамики их процесса (хотя изначально проблемы могут быть схожими), которая зависит и от возможностей ребенка, и от его состояния в данный момент времени, и от ситуации в семье в целом. Все это необходимо учесть для того, чтобы напиток получился вкусным и, что самое важное, полезным!

Один курс коррекционных занятий состоит в среднем из 10 – 20 занятий, которые проводятся 1-2  раза в неделю. Длительность одного занятия составляет от 40 до 60 минут в зависимости от возраста ребенка.

Как подготовиться к занятиям с нейропсихологом?

Для того чтобы ребенок успешно прошел курс нейропсихологической коррекции, необходимо выполнять ряд простых правил:

  • Соблюдайте график занятий, ведь периодичность нейропсихологических сессий лежит в основе формирования требуемых навыков.
  • Приходите на занятие вовремя, так как это помогает ребенку формировать процессы саморегуляции.
  • Приносите с собой удобную для занятий одежду – спортивные штаны или шорты, майка, носки. Это поможет ребенку чувствовать себя комфортно и сосредоточить внимание на работе со специалистом.
  • Мы часто просим родителей поиграть в те игры, которые будут полезны их ребенку и доставят удовольствие всей семье. Найдите для этого немного времени в своем плотном графике. Это позволит ребенку ощутить вашу помощь и поддержку, которая ему так необходима!
  • Нейропсихологическая коррекция является очень эффективным методом восстановления естественного хода развития ребёнка и помощи ему в подготовке к обучению в школе и освоению образовательной программы. И нейропсихолог поведет вас по этому пути, просто будьте с ним в контакте и выполняйте рекомендации, которые помогут закрепить формируемые навыки.

Нейропсихологическая коррекция

В науке новое направление часто возникает в промежутке двух различных дисциплин. Это относится и к нейропсихологии, зародившейся где-то между медициной и психологией. Это новое направление психологии занимается тем, что изучает, как в нашем мозгу организованы высшие психические функции: внимание, восприятие, запоминание, эмоции, речь. Нейропсихолог основывается на знаниях о связи определенных структур мозга с речевыми навыками, самоконтролем, устойчивости к стрессу, памятью и другими способностями.


Такой подход оказался особенно продуктивным для детей. Он помогает специалисту понять причину задержки в развитии у ребёнка речи, отклонений в поведении, трудностей в учёбе. Устранить эти причины призвана нейропсихологическая коррекция. Это комплекс специально разработанных упражнений, тренирующих «отставшие в развитии» высшие психические функции, выявленные во время нейропсихологической диагностики.

Почему это работает

При выполнении этого комплекса воздействие идёт снизу - вверх, от тела к мозгу, заново образуя нарушенный функционал.


Нейропсихолог знает особенности формирования мозга у детей, понимает, как формируется личность и высшие психологические функции. При диагностике он может определить еще на раннем этапе серьезную патологию и вовремя предложить программу коррекции или направить ребенка к соответствующему специалисту, если это потребуется.


Процесс коррекции проводится так, чтобы ребенок постепенно смог сам научиться контролировать себя и справляться с возникающими трудностями. Постепенно это приводит к тому, что ребенок вливается в социум.

Как это проходит

  1. Этап диагностики. Нейропсихолог определяет уровень, до которого развились психические функции маленького клиента, выявляет проблемные места и соответствующие зоны мозга, требующие проработки. В этом одно из преимуществ нейродиагностики – можно не только найти проблему, но и обнаружить ее причину.
  2. Установочный этап. Разрабатывается программа коррекции, включающая в себя физические упражнения, специальные развивающие игры и задания. Комплекс должен стимулировать развитие целевых структур мозга и формировать их взаимодействие. Когда произойдет выравнивание психофизиологической основы высшей нервной деятельности, детская личность будет формироваться в правильном направлении.
  3. Этап коррекции. На этом этапе происходит основная работа по разработанной программе. Работа ведеся индивидуально. Первый этап направлен на нормализацию деятельности подкорки, улучшение мозгового кровообращения, процессов активации, увеличение работоспособности. Следующий этап направлен на развитие двигательных и пространственных навыков, выстраивание правильного восприятия своего тела и физического «Я». Обращается внимание на мелкую моторику пальцев, взаимодействие между полушариями мозга. При нейропсихологической коррекции поведения идёт работа по обучению ребенка саморегуляции и произвольному контролю. Очень эффективна нейропсихологическая коррекция трудностей письма. Наши специалисты помогут убрать все нарушения письма нейропсихологической коррекцией, благодаря современному оборудованию и многолетнему опыту работы. Интересно, что исходное положение в последовательности упражнений в чём-то повторяет ход онтогенеза (лёжа – сидя – на четвереньках – стоя).
  4. Посткоррекционный процесс. Подводятся итоги, оценивается результат воздействия. Важно отметить, что работа не прекращается немедленно после исчезновения симптома, должен быть достигнут долговременный комплексный результат. Процессы восстановления протекают еще какое-то время после прекращения воздействия, до полугода, когда достигается максимальный эффект.

Кому это нужно

Показания для нейропсихологической коррекции:

  • задержка психического развития (ЗПР);
  • задержка развития речи (ЗРР), алалия, дизартрия;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • дислексия, дисграфия (расстройство письменной речи и чтения);
  • ДЦП и органические расстройства;
  • различного характера трудности в обучении у детей.
© 2021 Нейродинамика