Психологический метод исследования, в основе которого лежит батарея психологических тестов, позволяющая сделать четкий вывод об актуальном состоянии эмоциональной сферы человека и особенностях формирования его личности.
Вряд ли можно переоценить влияние эмоций на жизнь человека — все, о чем мы думаем и что делаем, бывает эмоционально «окрашено». И, если мы ощущаем себя комфортно в окружающей среде, то и ведем себя сообразно обстоятельствам – мы готовы к действиям, мотивированы на достижения, способны выстраивать гармоничные отношения с окружающими нас людьми. В противном случае можно наблюдать поведение, выходящее за «рамки приличий», протест принятым правилам, нежелание что-либо делать или конструктивно заявлять о себе.
Для того чтобы помочь взрослым понять себя и наладить контакт с ребенком, а ребенку выбрать тот путь, который приведет его к успеху, необходимо провести диагностику, т.е. понять некоторые особенности темперамента и характера, ведущих мотивов и привычных паттернов (способов) поведения.
Взрослые и дети, начиная с подросткового возраста, способны:
отвечать на вопросы психолога, описывая свое состояние, настроение, желания и пр.;
давать комментарии и обсуждать различные события и явления;
анализировать происходящее, делать выводы.
Именно поэтому психолог во время диагностики уделяет внимание методам исследования личности взрослого человека и подростка, основанным на вопросно-ответной форме работы. Однако для того, чтобы глубже понять состояние, специалист обращается к проективным методам (выбор картинок, рисунок, методы sand play терапии и пр.), которые позволяют выразить то, что трудно или невозможно описать словами, то, над чем человек никогда не задумывался или, напротив, старался тщательно «спрятать» в глубинах своей души.
В случае работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста такие методы исследования становятся основой диагностики. Психолог играет с ребенком, либо, организуя игру по специальной методике, наблюдает за действиями ребенка: его выбором игрушек, развитием сюжетной линии и пр.
Когда нужно обратиться к психологу для диагностики?
Каждый клиент, что называется, «дозревает» в свое время. Планируя визит к психологу, стоит помнить о том, что чем раньше будет принято решение о том, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, тем более краткой и успешной будет терапия (коррекция состояния).
Привести полный перечень ситуаций и проблем, которые приводят к нам родителей и детей, не представляется возможным, но в качестве отправной точки могут служить следующие примеры:
ребенок проявляет непослушание, капризы;
беспокоят страхи, тревожные или навязчивые состояния;
ребенок агрессивен либо, напротив, чрезвычайно стеснителен, застенчив;
родители замечают, что ребенок не верит в свои силы;
есть трудности в общении со сверстниками, учителями, да и самими родителями;
ребенок пережил стрессовую ситуацию: развод родителей, смерть близких, рождение братика или сестрички, смена школы и пр.;
врачи говорят, что ребенок здоров, однако, он часто болеет: простудные заболевания, головные боли, боли в животе, сердцебиение и пр.
Как проходит диагностика?
Диагностика проводится в присутствии родителей, если ребенок не соглашается остаться наедине с психологом. Такие случаи в нашей практике случаются очень редко, но мы уважаем право детей выбирать тот формат взаимодействия, который им комфортен и привычен.
Психолог работает с ребенком от часа до полутора (60 — 90 минут) в зависимости от нейродинамических показателей психической деятельности ребенка (темп, утомляемость и пр.) и его готовности поддерживать контакт с «чужим взрослым».
По итогам обследования проводится консультация с родителем, в ходе которой подробно объясняются результаты диагностики, даются общие рекомендации и намечаются цели психотерапевтической работы с учетом физиологических и личностных особенностей ребенка.
Мы никогда не обсуждаем вопросы, задевающие личность ребенка и способные травмировать его чуткую психику, в его присутствии. Именно поэтому по окончании работы с психологом, ребенок выбирает то занятие, которое ему по душе (игра, рисование, книжка и пр.) и ожидает родителя в зоне ресепшн.
Весь процесс (диагностика и консультация) длится от полутора до двух часов (90 – 120 минут) и никакой специальной подготовки со стороны родителя или ребенка не требует.
Услуги диагностики эмоционально-личностной сферы оказывает: