Речевая деятельность это многоуровневая система, состоящая из нескольких частей:
- фонетическая;
- лексическая;
- грамматическая стороны речи;
- фонематические процессы;
- семантика.
Все эти речевые компоненты взаимосвязаны и влияют друг на друга, поэтому задача логопеда провести оценку состояния всех элементов системы.
Методы логопедической диагностики подбираются специалистом индивидуально в зависимости от возраста ребёнка, особенностей его развития, сопутствующих диагнозов и т.д. Это могут быть различные игры, описание картинок, действия с предметами, сопровождающиеся говорением, задания, связанные с рисунком или письмом и др. Вся батарея методов направлена на одну цель – постановка речевого диагноза, с опорой на который, логопед будет строить коррекционные занятия по развитию речи, если таковые будут необходимы ребенку.
Основные этапы диагностики развития речи включают в себя:
- Знакомство специалиста с ребенком и родителем;
- Сбор общего анамнеза, который будет включать в себя основные сведения об особенностях развития ребёнка; особое внимание при этом уделяется развитию речи ребёнка: гуление, лепет, первые слова и т.д.;
- Визуальный осмотр строения артикуляционного аппарата, который позволяет логопеду выявить анатомические особенности, влияющие на произношению звуков, например, короткая подъязычная связка языка, высокое нёбо, прогнатия и др.;
- Оценка кинетической основы речи (способности выполнять отдельные артикуляторные движения), то есть обследование состояния мышц артикуляционного аппарата, произвольной мимической моторики и состояния орального праксиса;
- Оценка состояния слуховой, дыхательной и голосовой функций;
- Исследование различения звуков (фонематический слух), способности выполнять элементарный фонематический анализ (выделить определённый звук на фоне слова) и сложный фонематический анализ (определения места звука в слове, определение количества звуков в слове);
- Диагностика особенностей словарного запаса (исследования номинативного и предикативного словарей);
- Исследования способности словообразования;
- Исследования грамматического строя речи.