В каких случаях рекомендуется пройти диагностику речи?

Если Вы считаете, что у Вас есть речевые недостатки, которые Вам хотелось бы устранить или хотите убедиться в том, что с речевым развитием Вашего ребёнка всё в порядке, не откладывайте встречу со специалистом в «долгий ящик». Ведь переживания, связанные с тем, как нас воспринимают окружающие люди, а также родительские тревоги о здоровье и благополучии ребенка, никому и никогда еще не приносили пользы.

Кроме того, мы настойчиво рекомендуем пройти диагностику речи, если:

    • Вашему малышу уже 2 года, а он не произносит слов, либо произносит только отдельные сильно искаженные слова;
    • в 3 года у Вашего ребенка нет фразовой речи, и он не может формулировать простые предложения из нескольких слов;
    • ребенок сокращает слова до слогов;
    • произносит по слогам, как слова, так и предложения;
    • в 4,5 — 5 лет у ребенка отсутствует часть звуков;
    • в 6 лет ребёнок затрудняется связно рассказывать о чем-либо, смешивает некоторые звуки по звучанию;
    • в 6,5 — 7 лет ребёнок затрудняется корректно построить предложение, составить рассказ или пересказ текста, сформулировать свою мысль;
    • Вы стали замечать у своего ребёнка или у себя запинки в речи;
    • Ваш ребёнок «путает» или не запоминает буквы и затрудняется читать или писать грамотно;
    • если возникли проблемы с речью в результате патологий органов слуха, зрения, речи;
    • при нарушениях речевых навыков из-за хирургического вмешательства или травмы носоглотки;
    • произошла потеря речевых навыков.

Итак, если читая этот текст, Вы отметили, что какой-то из пунктов «отозвался», запишитесь на диагностику развития речи, и специалисты нашего Центра не только поставят речевой диагноз, но и дадут рекомендации по устранению недостатков речи и решению возникших сложностей.

Как проходит диагностика?

Речевая деятельность это многоуровневая система, состоящая из нескольких частей:

    • фонетическая;
    • лексическая;
    • грамматическая стороны речи;
    • фонематические процессы;
    • семантика.

Все эти речевые компоненты взаимосвязаны и влияют друг на друга, поэтому задача логопеда провести оценку состояния всех элементов системы.

Методы логопедической диагностики подбираются специалистом индивидуально в зависимости от возраста ребёнка, особенностей его развития, сопутствующих диагнозов и т.д. Это могут быть различные игры, описание картинок, действия с предметами, сопровождающиеся говорением, задания, связанные с рисунком или письмом и др. Вся батарея методов направлена на одну цель – постановка речевого диагноза, с опорой на который, логопед будет строить коррекционные занятия по развитию речи, если таковые будут необходимы ребенку.

Основные этапы диагностики развития речи включают в себя:

    • Знакомство специалиста с ребенком и родителем;
    • Сбор общего анамнеза, который будет включать в себя основные сведения об особенностях развития ребёнка; особое внимание при этом уделяется развитию речи ребёнка: гуление, лепет, первые слова и т.д.;
    • Визуальный осмотр строения артикуляционного аппарата, который позволяет логопеду выявить анатомические особенности, влияющие на произношению звуков, например, короткая подъязычная связка языка, высокое нёбо, прогнатия и др.;
    • Оценка кинетической основы речи (способности выполнять отдельные артикуляторные движения), то есть обследование состояния мышц артикуляционного аппарата, произвольной мимической моторики и состояния орального праксиса;
    • Оценка состояния слуховой, дыхательной и голосовой функций;
    • Исследование различения звуков (фонематический слух), способности выполнять элементарный фонематический анализ (выделить определённый звук на фоне слова) и сложный фонематический анализ (определения места звука в слове, определение количества звуков в слове);
    • Диагностика особенностей словарного запаса (исследования номинативного и предикативного словарей);
    • Исследования способности словообразования;
    • Исследования грамматического строя речи.
Как подготовиться к диагностике?

Подготовить ребенка к встрече со специалистом нужно исключительно психологически – объяснить, кто такой логопед, и зачем вы к нему идете. Это поможет ребенку сформировать свои ожидания, связанные с предстоящим контактом. Подробные советы, связанные с такой подготовкой, читайте, пожалуйста, здесь.

Никакой специальной речевой подготовки ребенка проводить не нужно. Все, чему он смог научиться к данному моменту, он уже научился. Специалисту важно оценить тот актуальный уровень развития речевых навыков, которые имеет ребенок. Именно эта оценка станет отправной точкой в построении программы развития речи.

2020 Нейродинамика