Нейродинамика

В последнее десятилетие стало модным развивать детишек буквально с пеленок. С 1.5-2-х лет мамочки бегут со своими чадами в «развивашки». Да еще друг друга подогревают: «Как, вам уже 3 года, а вы нигде не занимаетесь?». И ведь тут поневоле задумаешься — раз все бегут, то и мне, наверное, надо? А то мой будет отставать от продвинутых сверстников!
Давайте разбираться, кому это надо — мамочке, которая устала сидеть дома с малышом и хочет выйти в свет, а, может, хоть на полтора-два часа препоручить его заботам другого человека или ребенку, которого спешат социализировать или гения из него вырастить? Детское развитие подчинено определенным законам. Возьмем пример закона физиологического — младенец сначала учится держать головку и лишь после этого обучается сидеть, ползать, ходить. Станем ли мы его учить ходить, пока он еще головку не удерживает? Очевидно, нет.

Существуют и законы психологического развития ребенка. С ними уже не так очевидно, как с физиологией. Поэтому в нашей практике мы зачастую сталкиваемся с детками, которые в 3-4 года не используют речь для общения, но при этом считают и читают отдельные слова. В таком случае всегда возникает вопрос — а зачем вы малыша в 3 года учите считать и читать? Ведь знаки и символы (а цифры и буквы — именно они) для ребенка пока совсем непонятная и, соответственно, неполезная часть жизни. Нет, медведя в цирке тоже учат танцевать, но вы ведь не хотите вырастить дрессированную зверюшку? Тогда зачем провоцировать перекосы в развитии личности ребенка? Обратимся к этапам детского развития. Опустим младенцев от 0 до года — их, слава Богу, в «развивашки» не водят.

Рассмотрим возраст от 1 до 3 лет, его принято называть ранним. То, насколько успешно пройдет ребенок этот возраст, во многом определит его дальнейшее развитие на долгие годы! Ведь за короткие 2 года малыш овладеет речью, наберется сенсорного опыта и осознает себя самостоятельным человеком. И завершится этот этап развитым чувством автономии («Я сам!»), либо чувством стыда/сомнения в себе и своих действиях. Что бы вы предпочли? Если вы за здоровое развитие личности малыша, то давайте рассмотрим разные аспекты развития в этом возрасте. В физическом плане у детишек от 1 до 2 лет происходят колоссальные изменения, при этом отмечается низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга, что приводит к быстрому утомлению ребёнка. С 2 до 3 лет значительно повышается работоспособность нервной системы, однако повышенная возбудимость подкорковых отделов приводит к тому, что все реакции ребенка сопровождаются сильными эмоциями. Нужна ли ему компания шумных детишек и мамочек в развивающем Центре с необходимостью высидеть отведенное время занятия? Может ли малыш осознать утомление или перевозбуждение нервной системы и сказать вам об этом? Конечно, нет.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: в сотрудничестве со взрослым происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами. Ну а поскольку ребенок еще активно овладевает речью, то роль мамы в этом процессе никогда не сравнится ни с каким педагогом в «развивашке». Ложка, кружка, суп, картошка, стол, трава, червяк и т.д. Все, что окружает ребенка, имеет форму, фактуру, цвет. Всеми предметами нужно определенным образом манипулировать. И этому мы учим своих детей в быту, а не в условиях развивающего Центра! И, конечно, не рассматривая предметы на картинках. Речь о реальных предметах, а не их «заменителях».

Теперь обратимся к общению ребенка в раннем возрасте. Ключевой фигурой для малыша является значимый взрослый. Т.е. тот, кого он воспринимает как близкого человека. Малышу важна оценка его успехов и поддержка в случае неуспеха, повторюсь — значимого взрослого. Может ли быть таким взрослым педагог из «развивашки»? Я с тоской слушаю комментарии мамочек о том, как их малыш «няню слушает больше, чем меня» или «со мной заниматься совсем не хочет, а вот в «развивашке» все делает». В этом случае нужно пристально исследовать систему взаимоотношений мамы и ребенка и сразу «починить» то, что «сломалось», а не перепоручать малыша чужой тете. Пройдет еще совсем немного времени и он, взяв свое, сможет спокойно и с радостью отдалиться от мамы, чтобы остаться с ней в близости навсегда!

В эмоционально-личностном плане к 2-3 годам формируется устойчивый тип привязанности, который поможет малышу переживать разлуку с мамой. Ведь ему предстоит пойти в детский сад, а потом и в школу. Поможем ли мы ему тем, что будем раньше срока приводить в чужое место и оставлять одного с чужими людьми? Конечно, нет. Всему свое время!
Подведем итоги вышесказанного — никакая специальная «развивашка» малышу до 3-х лет не нужна. Мамочки, помогите деткам дозреть, поберегите их нервную систему, дайте возможность побыть с вами. Научите пить из чашки, есть ложкой и, конечно, если до сих пор не сняли подгузник, сделайте это прямо сейчас и больше его не надевайте! Говорите с малышом, гуляйте, а пока готовите, дайте погрызть морковь и лизнуть лимон. Включите музыку и потанцуйте. Расскажите про Колобка и Сороку-Ворону. Выучите «Идет бычок качается» и «Мишка косолапый». Ходите и бегайте на прогулке по различным поверхностям, летом — обязательно босиком не только по песку, но и по траве, по земле, по камушкам. Играйте в мяч, рисуйте мелом на асфальте и палочкой на песке. Радуйтесь его успехам, поддерживайте в игре и все, чему он должен научиться, он научится. И обгонит всех сверстников, которые с 1.5 до 3 лет катали колбаски из пластилина в «развивашке».