Нейропсихологическая коррекция

Нейропсихологическая коррекция – что это?

Нейропсихологическая коррекция – один из наиболее эффективных методов психологической помощи детям, который необходим для преодоления таких дисгармоний в развитии ребенка как:

  • снижение уровня работоспособности, повышенная утомляемость, рассеянность,
  • гиперактивность, чрезмерная возбудимость, слабая саморегуляция,
  • недостатки в речевом развитии, сложности формирования письма и чтения,
  • снижение функций внимания и памяти,
  • нарушение мыслительной деятельности и пр.

Главное отличие нейропсихологической коррекции от любых других видов психологической практики  состоит в том, что во время работы с ребенком психолог опирается на четкое понимание связи высших психических функций с деятельностью структур головного мозга. Ведь «базой» для нашей психической жизни является высшая нервная деятельность, то есть все, что мы делаем (сидим, говорим, учимся и пр.) зависит от работы мозга. И определенные дисфункции или незрелость его структур приводят к неуспешной учебе, сложностях формирования определенных навыков во время занятий в спортивной секции и пр.

При этом значительная часть высших психических функций основывается на движении. Именно поэтому кабинет нейропсихолога отчасти похож на спортивный зал. Во время упражнений дети ползают, прыгают, катаются по полу и выполняют прочие активности по специальной методике, которой владеет нейропсихолог.

Такой подход позволяет справиться и с гиперактивностью (выпустить лишний пар), и с заторможенностью (разбудить спящие мозговые структуры), и наладить баланс между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Дети с огромным удовольствием приходят в кабинет нейропсихолога и с радостью занимаются, добиваясь требуемых результатов. А родители при этом не слышат типичных «педагогических жалоб»:

  • Ваш ребенок постоянно крутится и отвлекается!
  • Был бы усидчивее, лучше бы справлялся с программой!
  • Пока до него достучишься, уйдет уйма времени!
  • Отвлекался на уроке и «ворон считал»!
  • Столько времени уходит на то, чтобы настроить его на работу!

Однако, нейропсихологическая коррекция, не ограничивается использованием методов коррекции сенсомоторных функций. Ведь другая часть функций, необходимых для успешной жизнедеятельности – функции когнитивные. И для их развития и коррекции нейропсихолог использует игры и задания, выполнение которых требует кропотливой работы за столом. И, несмотря на то, что это так похоже на занятие в образовательном учреждении, дети будут говорить вам, уважаемые родители, что они здорово поиграли! А окончание занятия будут воспринимать с легкой «грустинкой»…

В целом нейропсихологическая коррекция не только позволяет эффективным образом преодолеть трудности обучения, но и оказывает общее позитивное воздействие на гармонизацию развития личности ребенка: стабилизирует эмоциональный фон, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает потенциальные возможности ребенка.

Как составляется программа нейропсихологической коррекции?

Программа нейропсихологической коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка по итогам проведенной нейропсихологической диагностики. Психолог выделяет опорные (высоко развитые) и дефицитарные (слабо развитые) функции и строит программу коррекции таким образом, что ребенок начинает активнее использовать свою «силу» и постепенно «наращивать мускулы» в «слабых зонах».

Высококвалифицированный нейропсихолог никогда не использует готовые программы, которыми изобилует профессиональная литература и общедоступный Интернет. Коррекция строится на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, дыхательной гимнастики, методов сенсорной интеграции и мозжечковой стимуляции, развития когнитивной сферы. При этом методы взаимно дополняют, но никогда не подменяют друг друга.

Нейропсихолог будто готовит коктейль, используя различные ингредиенты. Свой «волшебный микс» он создает на каждом занятии, не меняя рецепта полностью, но регулируя количество тех или иных ингредиентов. Ведь не бывает двух одинаковых детей в части динамики их процесса (хотя изначально проблемы могут быть схожими), которая зависит и от возможностей ребенка, и от его состояния в данный момент времени, и от ситуации в семье в целом. Все это необходимо учесть для того, чтобы напиток получился вкусным и, что самое важное, полезным!

Один курс коррекционных занятий состоит в среднем из 10 – 20 занятий, которые проводятся 1-2  раза в неделю. Длительность одного занятия составляет от 40 до 60 минут в зависимости от возраста ребенка.

Как подготовиться к занятиям с нейропсихологом?

Для того чтобы ребенок успешно прошел курс нейропсихологической коррекции, необходимо выполнять ряд простых правил:

  • Соблюдайте график занятий, ведь периодичность нейропсихологических сессий лежит в основе формирования требуемых навыков.
  • Приходите на занятие вовремя, так как это помогает ребенку формировать процессы саморегуляции.
  • Приносите с собой удобную для занятий одежду – спортивные штаны или шорты, майка, носки. Это поможет ребенку чувствовать себя комфортно и сосредоточить внимание на работе со специалистом.
  • Мы часто просим родителей поиграть в те игры, которые будут полезны их ребенку и доставят удовольствие всей семье. Найдите для этого немного времени в своем плотном графике. Это позволит ребенку ощутить вашу помощь и поддержку, которая ему так необходима!
  • Нейропсихологическая коррекция является очень эффективным методом восстановления естественного хода развития ребёнка и помощи ему в подготовке к обучению в школе и освоению образовательной программы. И нейропсихолог поведет вас по этому пути, просто будьте с ним в контакте и выполняйте рекомендации, которые помогут закрепить формируемые навыки.