Нейродинамика

Инсульты, черепно-мозговые травмы, опухоли, операции на головном мозге могут приводить как к двигательным, так и речевым нарушениям.

Одно из таких нарушений — афазия, или утрата речи. После получения необходимой медицинской помощи, когда уже нет угрозы для жизни больного, необходимо начинать работу по восстановлению речевой функции.

 

Важно учитывать особенности жизни человека в новых условиях после произошедшей мозговой катастрофы.

Человек оказался в новой, пугающей его ситуации: он утратил движение, возможность общаться с родственниками. Конечно, ему сейчас необходима поддержка, помощь и терпение близких. Человек не может привычным способом сообщать о своих желаниях, потребностях, поэтому близким людям придётся предугадывать желания, вовремя кормить, поить, следить за гигиеной, лучше всего строго придерживаться режима дня. О том, какую пищу можно употреблять в первые дни болезни, вам скажет лечащий врач или логопед, который обследовал вашего близкого человека и оценил его способность к глотанию. Если есть сомнения относительно возможности проглатывать пищу/ выбора консистенции еды, сразу проконсультируйтесь с врачом. И даже если нет нарушений глотания неврологического характера, не кормите больного в положении лёжа и всегда проверяйте наличие остатков еды во рту.

Нарушения речи при афазии разнообразны. Даже утративший речь больной не всегда перестаёт понимать окружающих. Помните об этом и старайтесь не ограничивать общение с ним. Разговаривайте, задавайте простые вопросы, сообщайте ему необходимые сведения о семье, не обсуждайте в присутствии больного то, что может его расстроить, травмировать.

Ситуация может быть обратной, когда человек не понимает вашей речи. И в этом случае необходимо стимулировать понимание простой ситуативной речи, сопровождаемой визуальным подкреплением, образцом действия.

🔽Попросите его поднять руку вверх, дать вам ложку со стола. Спросите, хочет ли он пить (при этом можно указать на стакан/ бутылку с водой), или есть (указывая на тарелку с едой).

🔽Не стоит упрекать больного за ненормативную лексику. Эта импульсивная автоматизированная речь может появиться раньше других речевых возможностей, и с её помощью человек выражает свои эмоции. Больной слышит себя, осознаёт, что произносит «запрещённые» слова, но от переживаний произносит их снова и снова. Успокойте его, объясните, что понимаете его состояние, и найдёте возможность общаться без этих слов.

🗣️Работа по восстановлению речи в самом раннем периоде, когда больной ещё лежит в стационаре, заключается в растормаживании речи с помощью речевых автоматизмов. Под такими автоматизированными речевыми рядами понимают порядковый счёт, перечисление дней недели, месяцев года по порядку, пение любимых песен со словами, оканчивание пословиц и других устойчивых речевых оборотов. Произносите эти автоматизированные речевые ряды вместе с больным, избегая послогового копирования. В качестве растормаживания речи можно моделировать ситуации, в которых человек с речевыми нарушениями должен отвечать на вопросы словами ДА/ НЕТ/ ХОЧУ/ ДАЙ.

Самым важным принципом реабилитации речи в случае развития афазии является ранее начало коррекционной работы. На сегодняшний день практически во всех стационарах есть медицинские логопеды, и больные начинают получать логопедическую помощь в острейший период. Важно помнить о том, что такая помощь должна быть получена в самые ранние сроки!

Дальнейшая реабилитация — длительный процесс, который тоже необходимо проходить под руководством специалистов. В нашем центре вы и ваш близкий человек может пройти реабилитацию речи, а также получить консультацию по восстановлению речи в домашних условиях на основе диагностики.

Изображение от Freepik