Что такое сенсорная интеграция?

Наша нервная система ежесекундно получает информацию от различных органов чувств – мы видим, слышим, ощущаем вкус, запах, тепло и холод, положение своего тела в пространстве и пр. Получая все эти стимулы, нервная система организует их обработку (интерпретацию) и дальнейшее использование в жизнедеятельности. Этот процесс и называют сенсорной интеграцией.

Сложно переоценить значение сенсорной интеграции для эффективной адаптации организма к окружающей среде, ведь она лежит в основе принятия всех наших решений по выполнению того или иного действия. Например, убрать руку от горячего, надеть теплые носки, пригнуть голову, если входишь в помещение с низким потолком. Только представьте на минуту, какие последствия может нести некорректная интерпретация того или иного сигнала! А теперь задумаемся о том, что все вышеперечисленное, как правило, происходит с нами неосознанно. Для того чтобы сесть на стул, мы не задаем себе вопроса: «Как это сделать — прежде согнуть ногу в коленном суставе или наклонить спину вперед?». Большинство наших реакций доведено до автоматизма и именно эти реакции стали основой для развития нашего интеллекта и, далее, успешной адаптации в социуме.

Но так было не всегда. Мы были детьми. И каждый из нас прошел этап постепенного формирования сенсомоторных функций. Просто зачастую мы не помним того, как это происходило, потому что это не вызывало у нас сложностей. Мы бегали по стройкам, копались в грязи, делали сальто на турниках до тех пор, пока родители не загоняли нас домой… Наша среда была богата сенсорными стимулами, а наличие у нас свободного времени позволяло успешно их осваивать!

В современном мире дети не всегда имеют возможность спонтанно тренировать сенсомоторный интеллект. Взрослые, напуганные перспективой обучения в школе, стараются поскорее отдать их в студии раннего развития, где малыши начинают постигать науки: учить буквы и цифры, строить роботов и говорить на иностранном языке, минуя естественный, базовый, этап формирования сенсорных эталонов и двигательных функций. Вот так потом вырастают дислексики и дисграфики, дети, которые не понимают, что значит «выше» или «тяжелее», чем отличается задача «увеличить в два раза» от «увеличить на два» и т. д. А родители сокрушаются в связи с тем, что столько сил и времени было вложено в развитие ребенка. Не понимают, что перегрузили собственное чадо не просто не полезной, а подчас и вредной информацией, ведь: «Никакой нагрузки не было! Все занятия проходили в игровой форме!».

Но бывает и так, что нервная система изначально была не готова к корректному восприятию и интерпретации некоторых стимулов, поступающих из окружающей среды. Это произошло вследствие непростой беременности или тяжелых родов, не было замечено в первые месяцы, а порой, и годы жизни ребенка. Тогда мы видим сенсорных и моторных алаликов, детей с гиперактивностью и нарушениями внимания, расстройством аутистического спектра и пр.

И в том, и в другом случае нам придется спуститься на тот этап жизни ребенка, когда произошла «поломка» или не запустился естественный процесс развития, и помочь этой функции начать работать в полную силу. В этом нам помогут нейропсихологическая коррекция, развитие сенсорных эталонов, мозжечковая стимуляция и пр. методы, которые будут рекомендованы по итогам проведенной психологом диагностики.

Когда необходимо развитие сенсорных эталонов?

Сенсорное развитие наиболее благоприятно в возрасте от 2,5 до 6,5 лет. Это связано с тем, что ребенок находится в сензитивном (наиболее подходящем и эффективном), периоде развития сенсорного восприятия.

Если Вы замечаете, что Ваш ребенок:

    • чрезмерно активен или, напротив, пассивен;
    • может слишком долго заниматься стереотипным делом: играть с одной и той же игрушкой в игру с одним и тем же сюжетом (перекладывает пуговицы, расставляет машины рядами и т.д.), беспрерывно качается на качелях и пр.;
    • переливает воду, щелкает выключателем, прислушивается к каким-то звукам (пылесос, шум вентилятора и т. д.);
    • избирателен в еде, особым образом реагирует на запахи;
    • не переносит грязи (каша, песок, краска, пластилин и пр.) на своих ладошках и одежде, либо, напротив, при первом же случае пачкает себя;
    • часто падает, задевает углы, предметы мебели, демонстрирует другие признаки моторной неловкости;
    • с трудом концентрирует внимание;
    • быстро утомляется;
    • не уверен в себе, не берется за дело, которое не может выполнить на 100%;

у Вас есть повод для обращения к психологу, который поможет малышу компенсировать дефицит чувственной интеграции.

Как проходят занятия?

Педагог-психолог проводит презентацию материалов комнаты развития сенсорных эталонов индивидуально для каждого ребенка. Длительность таких занятий составляет 40 минут. Во время занятий ребенок испытывает гамму чувств, погружаясь в работу с цветом, звуком, встречаясь с тактильными ощущениями. И мир постепенно предстает перед ними во всем своем богатстве и многообразии!

Во время занятий мы используем элементы Монтессори-педагогики – это свободная работа ребенка в созданной педагогом развивающей  предметно-пространственной среде. Этот «космический мир» завораживает всецело маленького человека и погружает его в процесс самостоятельного познания окружающего мира, развивает скрытые потребности ребенка, помогает сформировать сильный характер и обрести новую форму сознания.

При  усвоении  сенсорных эталонов, у детей  включаются  три рецептора:  зрительный, слуховой и тактильный.  Яркий,  красочный материал,  как бы говорит:  «Возьми меня и познай.  Потрогай, пощупай, покрути…», и ребенок приобретает способность действовать, самостоятельно познавать  и концентрированно работать.

После цикла индивидуальных встреч возможно продолжение занятий в группе. В групповом формате психолог обращает внимание на социальное взаимодействие детей, развивает навыки коммуникаций с опорой на сенсорные стимулы. Таким образом, мы развиваем эмоционально-личностную и познавательную сферы ребенка.

Группы формируются с опорой на возраст ребенка и с учетом его индивидуальных возможностей. Педагог-психолог порекомендует Вашему ребенку перейти в групповой формат работы, как только увидит, что ему это будет полезно.

Для достижения необходимых результатов цикл занятий может проходить от трех месяцев до года. Длительность курса зависит от индивидуальных потребностей и возможностей ребенка.

Во время групповых занятий психолог использует:

    • соревновательные игры с Монтессори-материалами;
    • игры на развитие навыков общения;
    • элементы сказкотерапии с импровизацией;
    • элементы арт-терапии;
    • тренинговые занятия по развитию эмоциональной сферы.
Какими будут результаты занятий?

Сенсорное воспитание развивает способность восприятия действительности во всей ее полноте, помогает сосредоточить внимание ребенка на самых малозаметных деталях  предметов. Ключевая роль развития сенсорных эталонов — это создание основы для развития мышления. Ведь способность ощущать и воспринимать внешний мир формирует умение различать стимулы,  а значит, далее, их группировать, выделять, анализировать, сравнивать.

Развитие органов чувств, как инструментов познания окружающего мира, содействует развитию внимания, наблюдательности, овладению навыками предметно-познавательной деятельности,  способствует развитию творческого воображения.

Организация предметно-пространственного окружения ребенка – есть возможность самостоятельной работы и доведение начатого дела до конца. А эти процессы уже лежат в основе волевой регуляции и формирования мотивации на достижения.

Таким образом, в результате занятий, направленных на развитие сенсорных эталонов, будет не только компенсирован дефицит развития слухового, зрительного и тактильного  восприятия, но и сформирована крепкая основа для развития интеллекта Вашего малыша!

Кто занимается сенсорной интеграцией?

В нашем Центре занятия по развитию сенсорных эталонов проводит сертифицированный Монтессори-педагог,  педагог-психолог – Лукашова Виктория Александровна.

Терапия сенсомоторного дефицита лежит в основе нейропсихологической коррекции, которой занимаются:

Лисович Анна Дмитриевна – клинический психолог,

Кимберг Ольга Станиславовна – клинический психолог,

Старовойт Марина Казимировна – психолог,

Шишкова Ирина Валерьевна – логопед-психолог.

Для оценки наличия дефицита в развитии сенсомоторных функций пройдите нейропсихологическую диагностику и получите рекомендации по выбору методов развития Вашего ребенка у психолога Салиховой Натальи Владимировны.

2020 Нейродинамика