Восстановление речи

Одним из тяжёлых последствий острого нарушения мозгового кровообращения (инсульта) и черепно-мозговых травм является афазия. Афазия представляет собой распад имеющихся речевых навыков.
В зависимости от очага поражения в головном мозге возникает тот или иной вид афазии:

    • Акустико-гностическая — нарушение понимания обращённой речи;
    • Афферентная моторная — неспособность к выполнению произвольных движений, нарушение устной речи;
    • Эфферентная моторная — нарушенной оказывается фразовая и спонтанная речь;
    • Динамическая афазия — отсутствие речевой активности, эхолалии (повторением услышанного вопроса собеседника);
    • Акустико-мнестическая — неспособность удержать в памяти речевую информацию, трудности называния предметов и действий;
    • Семантическая афазия — нарушение понимания сложных логико-грамматических оборотов, пространственных предлогов, а также нарушения счёта.

Нередко можно наблюдать сочетание разных форм афазии, сочетание афазии и дизартрии у больных, перенесших инсульт или травму. В более тяжёлых случаях возникает тотальная афазия.

Когда стоит обращаться за помощью к логопеду?

Основной принцип восстановительной работы является раннее начало восстановительной терапии. Если реабилитация начинается позже, спустя 6 месяцев или год, то восстановление будет идти сложнее и медленнее.

Процесс восстановления длительный и требует комплексного воздействия, так как при нарушениях мозгового кровообращения и травмах зачастую речевые нарушения соседствуют с нарушениями неречевых функций, следовательно, восстановительную терапию осуществляет не только логопед, но и нейропсихолог.

Высокий процент людей, перенесших инсульт, это люди преклонного возраста, имеющие в анамнезе заболевания сердца и сосудов, а значит, их мозг и до инсульта подвергался негативным воздействиям, вследствие чего отмечается нарушения нейродинамики протекания психических процессов, это осложняет и замедляет процесс восстановления утраченной речи. При тяжёлых нарушениях, обширных очагах поражения вещества мозга, восстановление может не произойти, но это не значит, что не нужно обращаться к логопедам и психологам. В подобных случаях помощь специалиста может понадобиться для формирования альтернативного способа взаимодействия с больным, обучения навыкам взаимодействия с ним.

Есть ли разница в выборе методов коррекции для детей и взрослых?

Безусловно! В работе с детьми логопед формирует речь, а в случае афазии – восстанавливает. Поэтому необходимо опираться на имеющийся речевой опыт больного. Очевидно, что у детей и взрослых речевой опыт разный.

Важен не только подбор методик, но и подбор материала для проведения восстановительной терапии: речевой и картинный материал должен быть близок и понятен пациенту, поэтому пособия, разработанные для детей, не подойдут для взрослых. И наоборот.

Специалист, осуществляющий восстановление речи при афазии, должен пройти специальное обучение, подтверждённое документами об образовании, а также иметь опыт работы с той возрастной группой, помощь которой он оказывает.

В каком режиме проводятся занятия для детей и взрослых?

Продолжительность занятий зависит от состояния клиента. В раннем восстановительном периоде она, как правило, не превышает 30 минут у взрослых и 20 минут у детей и подростков. На более поздних этапах восстановления занятие может длиться в течение часа у взрослых и 40 минут у детей.

Посещать занятия нужно не менее двух раз в неделю. Обязательным условием будет закрепление полученных навыков дома, а также соблюдение всех рекомендаций специалиста.

Курс восстановительной терапии длится от полугода до трех лет. При этом первые полгода занятия с логопедом-афазиологом являются обязательными. Далее, по мере формирования навыков у клиента, а также освоения доступных приемов восстановительной терапии его близкими, регулярность встреч со специалистом существенно снижается.

2020 Нейродинамика